Как начиналась легенда


1946.


Сначала было слово...
Покинув разрушенный бомбежками Ковентри и перенеся производство на построенный еще до войны, но ставший авиационным, завод в Солихалле, компания Rover планировала возобновить там выпуск легковых автомобилей. Однако квоты на сталь выделялись ей правительством Уинстона Черчилля в соответствии с количеством экспортированных экземпляров - истощенная войной Британская экономика нуждалась в притоке финансовых средств. А кому после войны были нужны комфортабельные роверовские легковушки?

1947.


... Или все-таки дело?
Стержневыми фигурами в руководстве компании Rover были тогда братья Морис и Спенсер Уилкс. Морис увлекался фермерством в местечке Англси (Северный Уэльс), и верным помощником в хозяйстве служил ему видавший виды Виллис. Потрепанный войной, с левым рулем, слабым ручным тормозом, тусклыми фарами и диковинной для Британии 6-вольтовой электрикой, он постоянно нуждался в запасных частях, достать которые было нелегко. Откручивая очередную виллисовскую гайку, Морис пришел к выводу, что послевоенная Британия со множеством колоний ни в чем так не нуждается, как максимально простом и надежном сельскохозяйственном вездеходике.

Первые шаги
В принадлежащем Морису Уилксу поместье Блэкдаун многие стали замечать странный, серого цвета джипчик с центрально расположенным, как у трактора, рулем: он и пахал, и сеял, и подвозил на стройки кирпич и раствор. Комментируя несколько уцелевших тусклых фотографий, одни теперь утверждают, что построен он был на шасси Виллиса. Другие замечают под ним чересчур широкие 4,5-дюймовые продольные лонжероны и совершенно не свойственные Виллису серьги рессор. Короче, братья экспериментировали...

Прототип
Дефицитная сталь пошла на раму и силовой каркас кузова, включающий переднюю поперечную перегородку с лобовым стеклом. Вследствие дороговизны штамповочной технологии, рама изготовлялась из согнутых по шаблону и сваренных между собой четырех стальных полосок. Самое любопытное, такая технология производства рам для короткобазных модификаций сохранилась вплоть до 1984 года, когда пошел в серию Ленд-Ровер 90.
Кузовные панели решено было делать из скопившегося на складах алюминиевого сплава Birmabright («Бирма-брайт»), использовавшегося в фюзеляжах истребителей «Спитфайр». Мотор, коробка передач и задний мост были позаимствованы от легкового роверовского «салона» РЗ. Притом, что передний мост был тот же задний, но с поворотными кулаками. Единственным новым агрегатом была раздатка. К началу 1948 года были изготовлены 48 опытных образцов. В основном с левым рулем, но часть - с центральным, для того чтобы можно было эксплуатировать автомобиль в странах с левосторонним и правосторонним движением - ведь его готовили продавать по всему свету.

1948.


Амстердам
В апреле Ленд-Ровер с 80-дюймовой базой и левым рулем был показан на выставке в Амстердаме. «Разжатый» по сравнению с оригиналом рядный 4-цилиндровый бензиновый мотор объемом 1,595 л мог работать на самом плохом топливе, выдавал 50 лошадиных сил и максимальный крутящий момент в 30 Н.м при 2000 об/мин. На шоссе этот «ослик» даже развивал скорость 55 миль/ч. Слабовато по современным понятиям, но тогда и седаны разгонялись лишь до 60 миль/ч. Самой интересной в этом Ленд-Ровере была трансмиссия постоянного полного привода, в которой роль центрального дифференциала исполняла обгонная муфта, установленная в передней части раздаточной коробки. В поворотах она позволяла передним колесам крутиться быстрее и «обгонять» задние, а на бездорожье блокировалась - надо было лишь дернуть за уходившую вниз через отверстие в полу цепочку с кольцом.

Серия I
В июле 80-дюймовый Ленд-Ровер получил название Серия I и пошел в массовую продажу. Машинка была поистине спартанская. Рессорная, открытая всем ветрам, в середине панели три круглых прибора, голый металлический пол без ковра, из которого торчали педали. Два жестких раздельных сиденья спереди, под ними два топливных бака, сзади - багажный отсек. При общей грузоподъемности машины 450 кг, уместиться в нем могли лишь две большие хозяйственные корзины. Наружные рукоятки дверей отсутствовали, и чтобы достичь механизма замков, надо было просовывать руку под треугольные брезентовые клапаны на дверях. Цвет кузова предлагался только зеленый. Базовый вариант стоил 450 фунтов стерлингов, пока в октябре цена не повысилась до 540. Правда, за такие деньги купить в Великобритании можно было лишь легковой «салон» в 8 или 10 лошадиных силенок - предтечу маленьких современных семейных хэтчбеков. Виллис стоил на армейских складах 120 фунтов стерлингов. Но в отличие от него, у Ровера имелась разветвленная сеть сервиса и снабжения запчастями.

РТО и кое-что еще...
Первое, что по настоянию Мориса Уилкса стало предлагаться в качестве заказного оборудования - переднее, центральное и заднее устройства отбора мощности РТО (Power Take-Off). Выведенный из коробки вперед вал вращал лебедку, похожую на якорный шпиль, закрепленный на переднем конце заднего вала РТО, шкив на три клиновидных ремня мог приводить в действие целый перевозимый в кузове заводик: электрический генератор, сварочный аппарат, доилку и маслобойку, воздушный компрессор, поливальную машину... А сам задний вал РТО мог вращать все что угодно, включая гребной винт. Регулятором скоростей и выключателем РТО служил рычаг с кнопкой, смонтированный на верхней крышке коробки скоростей. Такого у Виллиса никогда не было! Наконец, появился крытый 7-местный Estate Car с деревянным каркасом кузова.

1949.


Опции
Покупатели получили возможность заказывать разъемные диски вместо стандартных, тракторные шины 7,00x16 вместо 6,00x16, а также кронштейн запасного колеса на капот. Стал предлагаться электрический обогреватель салона, указатели поворотов семафорного типа, защитная решетка на радиатор и вентилятор обдува лобового стекла. Вдобавок, появился прицеп «Брокгауз» (Brockhouse) грузоподъемностью 1/2 тонны с той же колеей и колесами, что и у Ленд-Ровера. В следующем году прицеп «вырос» до грузоподъемности 3/4 тонны.

Хитрости экспорта
Солихалл начал экспортировать Ленд-Роверы в виде упакованных в ящики сборочных комплектов CKD, чтобы обойти введенные в некоторых странах ограничения на импорт. Например, в Испанию. Жаль, что не к нам!

Yellow Knob
В конце года управляющая обгонной муфтой цепочка уступила место рычагу с желтой кнопкой. С тех пор эта сугубо лендроверовская штука так и называется - «йеллоу кноб»! Коробка передач была позаимствована от нового роверовского «салона» Р4 с более длинной третьей передачей.

1950.


Хард-топ
В феврале для кузова появился съемный металлический верх (hard top), подтолкнувший создание металлической крыши над кабиной (cab-roof) и перечня некоторых удобств для водителя и пассажира.
Например, Фирма Messrs J.&L White из Лидса придумала продольные сиденья скамеечного типа, которые устанавливались в грузовые отсеки моделей 1950-51 гг.

Открой глазки!
В мае фары освободились от плена фальшрадиаторной решетки и впервые «выглянули» наружу. Тогда же лампочки поворотников перекочевали от лобового стекла на переднюю часть крыльев.

Первая война
Летом разразилась первая война атомного века - Корейская, больше известная по мыльному сериалу M.A.S.H. В составе войск ООН Великобритания участвовала там во многих кровопролитных сражениях. Самое знаменитое - на реке Имжим, где был расквартирован Глочестерширский полк. Закупленные армией в 1949 году «единички» с удлиненной на дюйм базой и более мощными двигателями В40 Rolls-Royce впервые пошли там в бой вместе с Доджами, Виллисами и другими полноприводными ветеранами Второй Мировой войны. До появления Рейндж-Ровера это были самые быстроходные Ленд-Роверы. В «живых» в настоящее время осталось всего семь штук.

Постоянный 4x4, прощай!
В конце года обгонную муфту и постоянный полный привод заменил подключаемый «передок». Такая Selectable Four-wheef-drive System, приводимая в действие рычагом с красным набалдашником и Yellow Knob, применялась на всех Ленд-Роверах серий I, II, IIА, IIB и 111 вплоть до появления в 1979 году Стадии I с мотором V8.

1952.


Мотор помощней
Мотор увеличился до 2 литров в объеме, а в мощности - всего до 52 лошадей. Зато максимальный момент, достигавшийся им уже на 1500 об/мин, прыгнул до 140Н.м!

1954.


Чуть длиннее
В этом году Ровер выпустил 10 000 легковых автомобилей и 25 000 Ленд-Роверов. В этом же году база Серии I удлиннилась на 6 дюймов, а задний грузовой отсек на целых 9 - таким образом, дебютировал 86-дюймовка. Чуть позже появился длиннобазный 107-дюймовый вариант.

Первое путешествие
Два 86-дюймовых Station Wagon отмахали 30 000 миль из Лондона в Сингапур. Маршрут пролегал через Ирак, Иран, Афганистан, Индию, а также по знаменитой дороге Ледо в Бирме, полностью заброшенной со времен Второй Мировой войны. Путешествие заняло несколько месяцев и в 1957 году описано Тимом Слессором в книге First Overland. Самое удивительное, что проделали такой длинный путь участники путешествия на стандартных сиденьях Серии I, на которых уже через 100 миль в буквальном смысле синеет и отваливается зад!

1956.


88-й и 109-й
В конце этого года моторные отсеки 86-й и 107-й модификаций стали на 2 дюйма длиннее. На самом деле, удлиннились лишь передние крылья - за поперечной перегородкой с лобовым стеклом 86-88-я и 107-109-я модели были абсолютно идентичны. Дело в том, что для дизельного двигателя, который начали устанавливать в 1957 году, требовалось дополнительное пространство.

1957.


Дизель
Рядный четырехцилиндровый дизельный мотор объемом 2,052 л уступал 2-литровому бензиновому в мощности и моменте, зато превосходил его в шумности и экономии топлива.

1958.


Серия II
В апреле, ровно через 10 лет после Амстердамского автошоу, появилась новая модель - Серия II. Колесная база осталась прежней, 88 и 109 дюймов, зато вдоль бортов кузова протянулась выштамповочка - поясок. Новый рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,286 л выдавал уже 77 лошадок при 4250 об/мин и момент в 175 Н.м при 2500 об/мин - в обиходе этот двигатель чаще называют 2 1/4 («два с четвертью»). Наряду с ним предлагался прежний «дизелек», уступавший теперь бензиновому целых 20 л.с. Однако, у дизеля оказалось много приверженцев - в Британии он налогом не облагался, но ездить с ним по шоссе при этом не разрешалось. Также среди новшеств Серии II - более широкая колея, привод сцепления стал гидравлическим, а педали «нормальными», рычажного типа. 20 апреля Серия II пошел в массовую продажу.

Первое восхождение
В честь юбилея марки бравые шотландцы затащили Ленд-Ровер на Бен-Невис - самую высокую гору Британских островов. На воплощение такой затеи могли сподвигнуться только истинные энтузиасты - члены Шотландского клуба владельцев Ленд-Роверов.
Как видите, обычай затаскивать Ленд-Роверы на горные вершины имет вполне реальный исторический прецедент.

1960.


Разрыв Эль-Тапон
На 19 000 миль тянется Панамериканское шоссе от Сиркла на Аляске до Пуэрто-Монтт в Чили. Но между Панамой и Колумбией есть в нем «разрыв» - дикий, заросший джунглями промежуток, который чаще называют Darien Gap. Это царство малярии и желтой лихорадки. До 1960 года никто не пересекал Darien Gap на авто-мобиле. И вот, вооруженные лебедками 88-й Ленд-Ровер hard top и пикап на базе Willys стартовали 6 февраля из Торонто в Канаде. Экипаж Ленд-Ровера составляли англичанин Ричард Бевис и австралиец Теренс Уитфилд. В пикапе их сопровождали пять человек, а в Панаме добавились девять местных рабочих. Ричард и Теренс преодолели Darien Gap, но испытали множество приключений.

1961.


Серия II А
Популярной Серии II добавили индекс А, когда она получила дизельный двигатель такого же объема, что и бензиновый - 2,286 л. Мощность новый дизель развивал 62 л.с. при 4000 об/мин, так что по сравнению с предыдущим она увеличилась на 11 л.с, а максимальный крутящий момент - в 139 Н.м при 1760 об/мин, который тоже «подрос» на 23 Н.м. В этом же году публике был представлен 12-местный вариант Station Wagon. На Серию II А продолжали устанавливать бензиновый 2 1/4, а с 1967 года в качестве опции - 2,625-литровый шести цилиндровый. Фары с 1969 года переместились на крылья.

1962.


Форвард-Контроль
Сошел с конвейера Forward Control, который задумывался как фронтовой грузовичок и артиллерийский тягач. Закрепленная на «надрамнике» кабина сдвинулась вперед и освободила позади себя большую грузовую площадку. Рессоры заняли необычное место над балками усиленных мостов. Хотя в основе своей он был Серией II А с бензиновым двигателем, «Форвард-Контроль» тяже-ло управлялся и плохо тормозил.

1963.


Тачка, что надо
Ленд-Роверы впервые приняли участие в ограблении. Бандиты Бастер и Джимми Эдварде, Ронни Биггс и еще 15 вооруженных головорезов остановили близ города Чеддингтона (графство Бекингемшир) почтовый поезд, похитили из пломбированых вагонов миллион фунтов стерлингов и смылись с места преступления на двух 80-х Ленд-Роверах Серии I и грузовичке «Остин». Ленд-Роверы позже нашли брошенными на одной из ферм. Любопытно, что по крайней мере одна из этих машин до сих пор жива и имеет хозяина. Событие получило название Большое Ограбление Поезда.

1966.


«Золотой жезл»
Продажи Ленд-Роверов шли в Америке туговато: кузова скучных расцветок, слабоватые по тамошним понятиям движки, малой вместимости топливные баки. Ленд-Роверы покупали там только бензиновые, да и то вариантов Sation Wagon и Truck Cab. И кому, как не Брюсу Мак Вильямсу, главе Rover Motor Company of North America, было лучше знать, чего хотели от него американские покупатели. Ведь именно он был инициатором замены штатной хилой печки на гораздо более мощный американский Kodiak Unit, а также окраски кузовов в более «веселые» цвета - американский рынок долго оставался единственным, где можно было купить красный Ленд-Ровер! Поэтому он дал задание инженерам отделения за май и июнь поселить под капот 88-дюймового Station Wagon бензиновый 3,528-литровый нижневальный бьюиковский V8. После чего отправил машину в Солихалл, чтобы показать конструкторам, чего он ждет. Но Солихалл среагировал крайне вяло - тамошние инженеры просто не могли понять, зачем это американцам Ленд-Ровер, способный шпарить по шоссе со скоростью 85 миль/ч. В итоге, проект Golden Rod вернули в RMCNA с резолюцией «Спасибо, лучше не надо».

Немножко получше
В сентябре «Форвард-Контроль» получил 2,6-литровый рядный шести цилиндровый двигатель от нового роверовского седана Р5, колея стала шире на 4 дюйма, база увеличилась на один дюйм, и он стал называться Серия IIВ. Этот первый Ленд-Ровер со 110-дюймовой базой просуществовал до 1972 года.

Лучшее - враг хорошего
В этом же месяце 2,625-литровый шестицилиндровый двигатель стали устанавливать на все 109-е Station Wagon, предназначенные для рынка США. Хотя мощность по сравнению с бензиновым 2 1/4 поднялась всего на 13 л.с, топлива этот двигатель пожирал гораздо больше. Американцы были сильно разочарованы и до сих пор считают «шестицилиндровик» самым плохим ленд-роверовским мотором. Правда, к этому времени управляющий директор компании Ровер Вильям Мартин Херст уже приобрел у «Дженерал Моторс» патент на производство 3,528-литровой V-образной нижневальной бьюиковской «восьмерки» - с 1969 года ее планировали устанавливать на новую роверовскую легковую модель Р6.

1967.


Шаг вперед - два назад
Шести цилиндровый 109-й Station Wagon продавался в Америке всего один год, после чего с рынка был снят. И к 1968 году единственным доступным в США Ленд-Ровером стал 88-дюймовый De-Luxe Station Wagon с бензиновым мотором 2 1/4. Зато компания Ровер очень гордилась фактом, что стала первым не американским автопроизводителем, ввозившим в США автомобили, полностью соответствующие нововведенным там жестким нормам по выхлопу. Основная причина радости была в том, что эти нормы не слишком навредили динамике четырехцилиндрового мотора.

1968.


«Федерал»
Американский Federal 88 Station Wagon имел ряд весьма существенных отличий от поставлявшихся на другие рынки аналогов. И очень странно, что это никак не отразилось в особой нумерации шасси. Ввиду новых американских требований к внешнему освещению, фары «переехали» у него на переднюю часть крыльев, там же появились янтарного цвета подфарники, а на бортах крыльев - габаритные фонари. Вдобавок, новые нормы требовали дублирующего, второго главного тормозного цилиндра и некоторых переделок в приборном щитке и переключателях-тумблерах.

ОnеТоn, «однотонник»
Военная вариация на тему 109-дюймовой Серии II А. Лифт подвески за счет дополнительных листов в пакетах рессор, усиленные мосты и покрышки 9,00x16 на широких дисках позволили увеличить грузоподъемность до 1 тонны (вместо стандартных 680 кг). Ленд-Ровер впервые стал выглядеть круто! Но со штатным бензиновым 2 1/4 двигателем машина получилась беспомощной и неуклюжей. Пришлось даже уменьшить передаточное отношение в раздатке, чтобы «однотонник» мог выбираться из грязи без посторонней помощи, «к тому же, требовалось просто адское усилие прикладывать к рулю, чтобы поворачивать колеса. Тем не менее, «Однотонники» шагнули и в Серию III - большинство комплектовалось шестицилиндровыми 2,625-литровыми бензиновыми двигателями, но некоторая часть - бензиновыми 2 1/4.

Lightweight, «легкий вес»
Антиподом «однотоннику» стал макси-мально облегченный для переброски вертолетами «полутонник» - так называ-емый «Лайтвейт». Эти машины выпуска-лись Серий IIА и III, из них большинство комплектовалось бензиновыми 2 1/4, но был и 2,286-литровый дизельный вари-ант. Вертолет «Чинук» мог тащить на внешней подвеске сразу два таких де-сантных Ленд-Ровера.

1969.


«Розовая пантера»
Самый по-настоящему крутой Ленд-Ровер был выпущен в количестве около 100 экземпляров, из них 72 выполнены на 109-дюймовом шасси Серии IIА. Все экземпляры были приобретены для полка Специальных воздушных операций Британских вооруженных сил (SAS - Special Air Services). Из ворот военного завода Маршалла в Кембридже они выехали выкрашенными в оливковый цвет, но позже некоторые из них были перекрашены в розовый - кто-то из высокого военного начальства нашел, что в пустыне это лучший цвет для маскировки. Ленд-Роверы эти возили на себе кучу оружия, и водили их в бой исключительно ребята из спецназа, так что до нашего времени сохранилось всего двадцать штук. Во время «Войны в заливе» аналогичные 110-е тоже именовали «Pinkies», хотя они были уже вовсе не розовые - просто прозвище прилипло.

1970.


Рейндж-Ровер
Нет никакого сомнения в том, что Рейндж-Ровер коренным образом изменил лицо ленд-роверовской марки. В нем впервые воплотились оригинальные технические решения: сверхдлинноходная пружинная зависимая подвеска, дисковые тормоза на всех колесах. Прибавьте к этому 3,528-литровый бьюиковский V8(156л.с. при 5000 об/мин, 205Н.М при 3000 об/мин), полностью синхронизированную четырехступенчатую механическую коробку передач, демультипликатор в раздатке, мягкий и быстрый ход, поистине «легковой» комфорт и вернувшийся постоянный полный привод - только уже с новой, пневматической блокировкой центрального дифференциала. Впервые двухдверный Рейндж-Ровер был представлен на суд общественности 17 июня, в окрестностях шахты Синие Холмы, что в Сент-Агнес (графство Корнуолл), и сразу был признан Выдающимся Техническим Достижением. Правда, поначалу отделка салона была целиком из пластмассы, а чтобы подстраивать переднее пассажирское сиденье, требовался гаечный ключ. Зато в раздатках этих машин с механической коробкой вплоть до 1985 года сохранялась возможность подключать задний вал РТО. С началом продаж цена Рейндж-Ровера была 1998 фунтов.

1971.


Серия III
Появился на свет в сентябре и был гораздо менее революционным, чем захватывающий дух Рейндж-Ровер. Главным его достоинством перед Серией IIА была полностью синхронизированная четырехступенчатая механическая коробка (у всех предыдущих Серий были синхронизированы лишь 3-я и 4-я передачи). Приборный щиток переехал из середины панели к рулю, разместившись перед баранкой. В машине была установлена более эффективная печка - через воздухозаборники в передних крыльях она получила возможность засасывать наружный воздух - все прежние печки лишь гоняли по салону пар. Поменялись индикаторы и фары. Сцепление стало диафрагменным, в тормозной системе появился усилитель, а место динамо занял генератор. Дворники стали включаться не поотдельности, а одним тумблером (это уже было на последних IIА). Но самые заметные отличия - фары на крыльях, как у «Федерала», и «лепестковой» формы фальшрадиаторная решетка из пластмассы. Последнее новшество вызвало небывалую волну жалоб из Австралии: легкосъемную металлическую решетку там использовали для жарки на костре мяса (!). Да в общем, это была та же самая рессорная машина. Даже двигатели остались те же: рядные четырехцилиндровые бензиновый и дизельный моторы, бензиновая рядная «шестерка». С бензиновым двигателем 2 1/4 88-дюймовка Серии III стоил 1002 фунта стерлингов - по такой цене большинство этих "бывших в употреблении» машин можно купить и сейчас.

Семеро нянек - дите без глазу
С конца 60-х годов для британской автопромышленности наступили тяжелые времена. Чтобы выжить, некогда создавшие знаменитые марки фирмы стали срочно объединяться в концерны. В1967 году компания Rover нашла убежище в Leyland, который после слияния в 1968 году с British Holdings (ВМС и Jaguar) стал называться British Leyland. Но уже в начале семидесятых годов словосочетание «Бритиш Лейланд» стало синономом ужасного качества, слабого дизайна и катастрофических трудовых отношений с персоналом.

Второе пришествие в Эль-Тапон (1971-72)
Рейндж-Ровер грузоподъемностью 550 кг и ценой 2134 фунтов стерлингов поначалу рекламировался в общей гамме легковых автомобилей Rover как универсал «на-все-случаи-жизни». И чтобы публика обратила внимание на его внедорожные качества, два Рейндж-Ровера отправились в 18 000-мильный пробег из Анкориджа на Аляске до Мыса Горн на Огненной Земле. Пробег получил название «Британской Транс-Американской экспедиции» и хотя бы по тому, что экипажи Рейндж-Роверов составляли исключительно британские военные, цели у него были весьма специфические. Но не об этом речь. Опять между Панамой и Колумбией предстояло преодолеть разрыв в Трансамериканском шоссе EI Тароn, он же Darien Gap. Для успешной борьбы с раскисшим от дождей экваториальным красноземом Рейндж-Роверы пришлось переобуть в ребристые покрышки Firestone.


***(?) «Форвард-Контроль» вышел очень устойчивым в поворотах. А упрощенной прямоугольной формы кабина и кузов получили множество легкосъемных элементов, благодаря чему этот грузовик быстро превращался в облегченный десантный вариант. За время армейской службы 101-му Ленд-Роверу приходилось выполнять самые разные задачи от мобильной радиостанции и ремонтной мастерской до скорой помощи и санитарной машины - соответственно, он исполнялся в разных вариантах кузовов. Надо сказать, британские любители Ленд-Роверов до сих пор смотрят на 101-й «Форвард-Контроль» с обожанием. В основном правда те, кому еще не доводилось ремонтировать его собственными руками. А недавно появилась мода ставить на него дизель и превращать в большой внедорожный кемпер.(?)***

1973.


Усилитель руля
В качестве опции такое облегчающее вождение устройство как гидроусилитель руля появилось на Рейндж-Роверах только в 1973 году. И лишь с 1978 года вошло в список стандартного оборудования.

1974.


Гуд бай, Америка!
Начиная с 70-х годов продажи Ленд-Ро-веров в США пошли из рук вон плохо. Под давлением все ужесточавшихся норм чистоты выхлопа мощность бензинового двигателя 2 1/4 стала неуклонно падать. Вдобавок, Солихалл сильно ослабил контроль за качеством продукции, а дилерская сеть в США работала по-старинке вяло. В довершение всего British Leyland стала прикладывать максимум усилий к продвижению на американский рынок спортивных и роскошных «Ягуаров». Правда, с появлением Серии III продажи несколько увеличились, но все равно за три года удалось реализовать в Америке всего несколько тысяч 88-дюймовых Federal Station Wagon. Грядущие крайне жесткие нормы по выхлопу принудили осенью 1974года полностью снять Ленд-Ровер с рынка США. Самое непонятное в этой истории то, что вроде бы по всем параметрам потрафлявший американским вкусам Рейндж-Ровер начал экспортироваться в США лишь в 1987 году!

1975.


Немножко покруче
Салон Рейндж-Ровера начал обрастать первыми атрибутами роскоши: в списке опций появились сиденья с тканевой обивкой, подголовники, подлокотники, тонированные стекла и передние инерционные ремни безопасности.

1976.


1 000 000-й Ленд-Ровер
Им стал экземпляр Серии III, сошедший с конвейера в Солихалле в июне.

1977.


Разделенный выхлоп
Каждая группа цилиндров рейндж-роверовского 3.5V8 получила отдельную выхлопную трубу. Таким образом, из-под бампера Рейндж-Ровера впервые выглянули на свет объединенные общим глушителем две выхлопных трубы.

1978.


Land-Rover Ltd.
До этого года Ленд-Ровер ни разу не существовал как отдельная компания. А началось все с 1975-го года, когда концерн «Бритиш Лейланд» запросил у правительства финансовой помощи, и инспектором по его делам и разработчиком рекомендаций был назначен лорд Райдер. Многие из умных советов лорда были впоследствии отклонены, за исключением самого важного: большую часть финансов «Бритиш Лейланд» перевести в Ленд-Ровер и выделить его в качестве отдельной компании. Так внутри "Бритиш Лейланд» образовалось автономное подразделение с большим бюджетом.

Овердрайв
В качестве опции четырехступенчатая механическая коробка скоростей Рейндж-Ровера получила повышающую передачу Fairey Overdrive Unit, включавшуюся отдельным рычагом на полу.

1979.


Еще покруче
Тем временем Рейндж-Ровер продолжал обрастать все новыми аксессуарами. Слегка изменились экстерьер и интерьер, тонированные стекла вошли в стандартную комплектацию, трехспицевая баранка уступила место четырехспицевой, а в списке опций появился кондиционер. Дело дошло до того, что самый простой, базовый вариант Рейндж-Ровера с виниловыми сиденьями, пластмассовым салоном и резиновым ковром на полу изготовлялся с 1979 по 1985 год только по специальному заказу с окраской кузова исключительно в белый и красный цвета.

Stage I
«Золотой жезл» - 88-дюймовый Серия IIА с бьюиковским двигателем V8 - так и не сыграл для Ленд-Ровера роль «волшебной палочки» на американском рынке. Прошло целых 13 лет, прежде чем Солихалл отважился возродить эту идею для серийного выпуска.
С этого года на 109-дюймовый вариант Серии III начали устанавливать З,528-литровый V8 и трансмиссию постоянного полного привода от Рейндж-Ровера, при том что подвеска осталась рессорной, а тормоза барабанными. Модификация получила название «Стадия один».
Чтобы в «носу» Серии III уместился новый мотор, пришлось удлинить капот и вывести фальшрадиаторную решетку вперед, вровень с передней плоскостью крыльев. Передняя поперечина рамы тоже сдвинулась вперед, чтобы освободить место для шкива коленвала. А для того, чтобы будущие владельцы не слишком полагались на мощную машину с барабанными тормозами, двигательЗ.5 V8 был коренным образом перенастроен, и во впускной механизм карбюраторов вставлены ограничительные пластины: мощность понизилась до 91 л.с. при 3500 об/мин), а момент «ушел на низы» (234 Н.м при 2000 об/мин).
Вдобавок, адаптация рейндж-роверовской трансмиссии постоянного полного привода к 109-дюймовой базе оказалась по тем временам непростой задачей. Оба моста получили рейндж-роверовские дифференциалы с передаточным отношением 3,54:1. При этом задний мост типа «Солсбери» был идентичен стандартному мосту 109-дюймовой Серии III, а передний, очень похожий на Серию III, значительно усилен - его полуоси стали абсолютно другими. Вдобавок, для соединения переднего моста с раздаткой был применен самый сложный и дорогой кардан, когда-либо использовавшийся Солихаллом - он имел дополнительное сочленяющее устройство, призванное гасить вибрации. Новый такой кардан стоил несколько сотен фунтов стерлингов, поэтому в случае выхода его из строя владельцы почти всегда заменяли его «неродным», более-менее подходящим карданом, Также большинство владельцев вынимало из карбюраторов ограничительные пластаны, после чего машина становилась значительно шустрее. «Стадия один» заменил собой шести цилиндровый вариант 109-дюймового Ленд-Ровера Серии III.

County
Появилась более комфортабельная версия Серии III с обтянутыми тканью сиденьями, улучшенной шумоизоляцией салона и тонированными боковыми стеклами. А появившиеся на бортах кузова графические полосы с надписью «Каунти» (Графский) стали указывать на то, что данный Ленд-Ровер «немножко особенный». Версия County существует для «Дефендеров» и поныне.

1980.


Пять подшипников
Пока вся британская автопромышленность постепенно превращалась в общебританское посмешище, Land Rover Ltd. продолжал пропахивать одинокую борозду. Для начала, несмотря на острую нехватку финансов, ему удалось модифицировать бензиновый и дизельный двигатели 2 1/4 (также обозначаются в литературе как 2.25), снабдив их пятиподшипниковыми коленчатыми валами. Узнать такие двигатели можно по выкрашенным в красный цвет блокам цилиндров.

«Монтеверди»
Знаменитый швейцарский кузовной мастер Петер Монтеверди приобрел у Land Rover Ltd. лицензию на производство «люксовой» четырехдверной модификации Рейндж-Ровера на той же 100-дюймовой базе. Изготовленный в его мастерской прототип настолько поразил англичан своей элегантностью, что компания дала согласие на продажу «Монтеверди» через свою дилерскую сеть. Но продолжалось это всего один год. Уже в июле 1981 года Солихалл объявил о начале собственного производства четырехдверных Рейндж-Роверов. Внешне «Монтеверди» отличается от них формой дверных рукояток, скошенным над колесными арками контуром задних дверей и шильдиками с надписью Monteverdi на боках крыльев и фальшрадиаторной решетке. Внутри отличий больше - он оборудовался кожаными сиденьями и кондиционером. Всего было продано 50 экземпляров.

1981.


ln Vogue
Успех «Монтеверди» сподвигнул Солихалл на выпуск ограниченной серии «люксовых» Рейндж-Роверов. А так как их реклама размещалась исключительно в журнале «Вог», серия и получила такое название. В 1981 году было выпущено 100 экземпляров двухдверных In Vogue. Отличали их выкрашенные в голубой металлик кузова с двойным декоративным пояском вдоль бортов, кондиционер, деревянные вставочки из ореха на центральной консоли и обивке дверей, а также трехспицевые легкосплавные диски, которые вошли в список опций лишь после того, как все In Vogue были распроданы. В комплект этих Рейндж-Роверов входил даже специальный чемоданчик с принадлежностями для пикника! В1982 году сошли с конвейера уже четырехдверные In Vogue automatic с «нероверовской» коробкой-автомат, а в 1983 году - тоже четырехдверные, но только с механической коробкой. Всего четырехдверных Рейндж-Роверов In Vogue было выпущено 325 экземляров.

Camel-Trophy
После нашумевшего на весь мир успеха «Трансамазоники'80», когда шестерым немцам на трех внедорожниках Jeep удалось лреодолеть все ужасы 1600-километрового отрезка Трансамазонского шоссе на севере Бразилии, Солихалл предоставил двухдверные «Рейндж-Роверы» для следующего «трофи» на Суматре. Конвой из пяти машин, экипажи которых составляли исключительно немцы, пересекли остров с севера на юг, от Медана до Джамби. Начавшийся в горном вулканическом массиве маршрут спускался в джунгли и экваториальные болота. Так что участникам похода пришлось испытать на себе и холодные туманы, и духоту, и жуткую жару. Лучше всех там проявили себя Кристиан Свобода и Кнут Ментель. С этого года выкрашенная в желтый цвет продукция Солихалла стала символом «Кэмел-Трофи».

1982.


Солихалл 4x4
С кончиной знаменитой английской фирмы Morris легковое производство Ровера переехало в Коули, графство Оксфорд, и заводы Солихалла стали выпускать только внедорожники.

Коробка-автомат
Первыми автоматическими коробками, до середины 1983 года устанавливавшимися на Рейндж-Ровер и в том числе In Vogue, были трехдиапазонные Ford C4 и Borg Warner 35. Их отличал хромированный рычаг селектора передач.

1983.


110-й или One-Ten
В марте появился Ленд-Ровер 110-й - первая «утилитарная» модель Солихалла с пружинной подвеской и передними дисковыми тормозами.
По сравнению со «Стадией один» у него увеличилась на дюйм база и расширилась колея, о чем свидетельствуют появившиеся над арками колес пластиковые расширители крыльев. Слегка изменился дизайн передка, подросло в высоту и лишилось вертикальной разделительной планки лобовое стекло, подверглось модернизации рулевое управление, а приборная панель стала более лаконичной.
В качестве движителей новой «рабочей лошадки» стали предлагаться на выбор три мотора, перешедшие в наследство от Серии III и «Стадии один»: 2 1/4 бензиновый, получивший новый двухкамерный и более экономичный карбюратор Weber, 2 1/4 дизельный и 3.5 V8 (114л.с. при 4000 об/мин, 260 Н.м при 2500 об/мин).
При этом новое 110-дюймовое шасси лишь приближенно можно назвать удлиненной и «усиленной» версией рейндж-роверовского. Мосты действительно также подвешены на двойных продольных реактивных тягах, плюс на переднем - поперечная реактивная тяга Панара, а на заднем - подвижный А-образный рычаг с креплением к мосту в виде шара. Но конструкция мостов, не считая их увеличившейся ширины, была унаследована от «Стадии один», а продольные лонжероны рамы и задняя ее поперечина - от Серии III. Тормозные диски тоже достались 110-му от Рейндж-Ровера, но их колодки по площади стали на 25% больше, к каждой подведена одна тормозная трубка вместо двух, слегка изменилась конструкция поворотных шарниров передних колес, продольные реактивные тяги в местах сочленений с рамой и мостами стали толще, а втулки тяги Панара на переднем мосту - больше.
Четырехцилиндровые варианты 110-го получили новую механическую пятиступенчатую коробку передач и комплектовались трансмиссией постоянного полного привода, параллельно которой в качестве опции предлагалась трансмиссия с подключаемым «передком» от Серии 111. А опционный вариант 110-го с двигателем V8 комплектовался только трансмиссией Серии III со старой четырехступенчатой коробкой. В общем, поначалу 110-й представлял собой самый настоящий «винегрет». С его появлением выпуск 109-дюймового Ленд-Ровера Серии III и «Стадии один» был прекращен.

Новый «автомат»
Следующим поколением устанавливавшихся на Рейндж-Ровер «трехдиапазонников» стала автоматическая коробка Chrysler Torque Rite с чернёным рычагом селектора передач и рукояткой «квадратной» формы.

1984.


Vogue
Началось серийное производство топ-версии Рейндж-Ровера, которая получила название Vogue. Она отличалась автоматической коробкой Torque Flite, электрическими зеркалами, магнитолой с четырьмя динамиками в салоне и окраской кузова в цвета «металлик». Только вслушайтесь в эти названия: «Арденнская зелень», «Эгейская лазурь» и непереводимую игру слов Beluga black. Вы когда-нибудь в жизни видели черную белугу?!

Дизель 2 1/2 или 2.5
Объем устанавливавшегося на 110-й Ленд-Ровер четырехцилиндрового дизеля увеличился до 2,495 литров, мощность его подросла на 5 л.с. (67 л.с. при 4000 об/мин), а момент на 19 Н.м (158 Н.м при 1800 об/мин).

90-й
В июне увидел свет «укороченный» вариант 110-го Ленд-Ровера. И хотя название он получил «90-й», база у него 92,9 дюйма длиной. Дело в том, что 90-дюймовый прототип на пружинной подвеске отчаянно «козлил». В базовом варианте 90-й комплектовался бензиновым или дизельным 2 1/4, а в качестве опции - новым дизелем 2 1/2. Задний мост типа «Солсбери» был заменен ленд-роверовским мостом.

Пять скоростей
В конце этого года двигатель 3.5 V8, устанавливавшийся на Рейндж-Ровер и 110-й Ленд-Ровер, начал комплектоваться пятиступенчатой механической коробкой передач. Однако, поначалу пятая передача имела обыкновение быстро «кончать-ся», а ремонт стоил слишком дорого. Но главное, эта механическая коробка была впервые скомпонована отдельно от раздатки, что позволило применить раздаточную коробку (!)***** c ******(!) рычагом, что и High/Low. Опция трансмиссии Серии III для 110-го Ленд-Рове-ра была упразднена.

***(?)...бензина 1/2 или 2.5 (1985)(?)***
Устанавливавшийся на 110-й и 90-й Ленд-Роверы четырехцилиндровый бензиновый двигатель увеличился в объеме до 2,495 литров. В мощности и моменте он подрос до 83 л.с. при 4000 об/мин и 188Н.м при 2000 об/мин.

1986.


Рейндж-Ровер меняет «лицо»
«Вертикальную» металлическую фальшрадиаторную решетку сменила «горизонтальная» из пластмассы.

Электронный впрыск
В январе 3.5 V8 получил систему электронного впрыска Efi - Electronic fuel injection и в качестве опции - четырехдиапазонную автоматическую коробку передач немецкой фирмы ZF. Однако, два последующих года двигатель V8 Efi, устанавливавшийся на Рейндж-Роверы и Ленд-Роверы 110, требовал ремонта уже после 200 000 км пробега. К 1988 году проблему досрочного прогорания поршневых колец удалось устранить.

Турбодизель 2 1/2
Четырехцилиндровый атмосферный дизель 2 1/2 (он же 2.5) получил турбонагнетатель ***(?)Оаггей Т2(?)***. Мощность его выросла на 18 л.с., момент на 54 Н.м, зато долговечность упала.

2.4 TurboD
Рейндж-Роверу давно требовался «свой» турбодизель, вследствие чего англичане обратились к продукции итальянской компании VM Motori. Первоначально рядный четырехцилиндровый Turbo D с интеркуллером был объемом 2,393 литра, развивал мощность в 112 л.с. при 4200 об/мин и момент в 258 Н.м при 2400 об/мин. Несколько Рейндж-Роверов с таким двигателем приняли участие в проекте «Пуля» (Project Bullet) и установили на испытательном треке в Варвикшире 27 рекордов скорости и выдерживания сверхнагрузок для дизелей. Однако, в процессе эксплуатации этот двигатель зарекомендовал себя чересчур «вялым», при этом у него частенько пробивало прокладку головки блока цилиндров. До 1989 года 2.4 Turbo D устанавливали и на версию Vogue.

Чёрный год
Производство Ленд-Ровера скатилось на уровень начала 60-х годов: с конвейера сошли 20957 Ленд-Роверов и 14486 Рейндж-Роверов, всего 35443 экземпляра. В связи с этим правительство Маргарет Тэтчер задумало национализировать концерн «Бритиш Лейланд» и продать Land Rover Ltd. американцам, а именно General Motors. И только из-за протестов английской общественности и парламента эта акция провалилась. По счастью, как раз в это время популярность марки Рейндж-Ровер стала быстро расти, и она в конце концов спасла компанию от гибели. Так, избежав угрозы подпасть под влияние госчиновной бюрократии, Ленд-Ровер принялся «чистить перышки» своей индивидуальности.

1987.


Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд
Агент 007, архитипический англичанин, начал использовать для своих грандиозных дел стопроцентно английский вездеход. Хотя и не слишком аккуратно. В фильме The Living Daylights террорист-кагэбэшник разбивает 88-дюймовку Soft Top Серии III о Гибралтарскую скалу, в то время как Бонд обеими руками держится за его брезентовую крышу. Ленд-Ровер эффектно взрывается, но Бонд, как всегда, успевает соскочить.
Другой случай свел агента 007 с продукций Солихалла в фильме "Golden eye" - «Дефендер 90» там лихо прыгает c пирса в море.

Хэлло, Америка!
С16 марта началась новая атака на рынок США с помощью «люксовой» версии Рейндж-Ровера с двигателем 3.5V8. C той самой, что в Англии носила название Vogue. В комплектацию входили автоматическая коробка ZF, «полный электропакет», кожаный салон и кондиционер. Американский вариант отличался катализатором выхлопных газов, который отнимал у двигателя слишком много мощности. Немного позже появился круиз-контроль.

1988.


Borg-Warner и VCU
На Рейндж-Роверы стали устанавливать раздаточную коробку Borg-Warner с цепным приводом. Роль межосевого дифференциала в ней доверена самоблокирующей вискомуфте Viscous-Coupled Unit.

Vogue SE
«Люксовая» модификация Рейндж-Ровера получила наикрутейшую комплектацию SE (Special Equipment). Она включала отделку салона кожей Connolly, центральный замок, электрические стеклоподъемники, зеркала, электрический люк в крыше, кондиционер и разные другие полезные вещи. Vogue SE получил статус «флагмана» марки Рейндж-Ровер.

По высочайшему повелению...
Его Королевское Высочество, принц Филипп, герцог Эдинбургский присвоил продукции Ленд-Ровера «Королевскую Гарантию» (аналог «Знака качества»). Так новый хозяин Ленд-Ровера, концерн Rover Group, изделия которого уже имели гарантии Царствующей Королевы, Королевы-матери и принца Чарльза, стал единственной британской автомобильной компанией с полным набором сиятельных гарантов.

Экзотическая модель
Американский журнал Playboy объявил Range-Rover «Лучшим 4x4». Видимо, сразил он тамошних экспертов своими формами и плавными обводами. Однако, на этом Playboy не успокоился и в 1995 году присвоит Range-Rover 4.0 SE титул «Лучшего sport-utility».

Летчики-пилоты, крылья-самолеты...
11 августа концерн Rover Group был приобретен концерном The British Aerospace. Увы, это не последняя смена хозяев за последние десять лет.

1989.


ABS
Была разработана совместно с WABCO и впервые появилась на Рейндж-Роверах 1989-го модельного года. Ее четырехканальная система с электронными «мозгами» отличается от других систем ABS тем, что не требует отключения на вязких и рыхлых грунтах. В дальнейшем на основе этой ABS (Anti-Brake System) были разработаны системы ЕТС и НОС, что значительно расширило ее полезные свойства.

Шедевр искусства
Range-Rover постигла участь Венеры Милосской - на веки вечные он был выставлен в парижском Лувре. Гордитесь, владельцы - у вас единственный в мире автомобиль, официально признанный образцом современной скульптуры!

2.5 Turbo D
Новая версия итальянского Turbo D, который в октябре этого года начали устанавливать на Рейндж-Ровер, отличалась увеличенным ходом поршней и объемом в 2,498 литра. И хотя его мощность и момент (119л.с. при 4200об/мин,295Н.м при 1950 об/мин) стали вполне приемлемыми для тяжелого Рейндж-Ровера, проблема с прокладкой головки блока осталась. До 1995 года этим двигателем комплектовали и версию Vogue.

«Дискавери»
С середины 80-х годов компания стала обращать внимание на увеличивающуюся разницу между кондовым Ленд-Ровером и становящимся все более роскошным Рейндж-Ровером, Так, в результате запущенного в 1986 году в разработку «Проекта Джей» (Project Jay) и родился Ленд-Ровер «Дискавери». Рассчитан он был на среднего потребителя, склонного к активному образу жизни и досуга. От Рейндж-Ровера он позаимствовал 100-дюймовую базу, трансмиссию и шасси. Осенью 1989 года «Дискавери» дебютировал пока только в трехдверном варианте. Для начала его двигатель 3.5 V8 «побыл» несколько месяцев двухкарбюраторным, после чего получил впрыск Efi.

Кража из колыбели
Первый «Дискавери» угнали прямо со стоянки отеля, где в этот момент шла презентация его журналистам. А с открытием официальных продаж «Дискавери» начали красть везде и всюду, не помогали ни блокираторы на руль, ни всевозможные «жучки». Страховые компании даже отказывали владельцам «Дискавери» в страховке, если машина не была оборудована иммобилайзером и кодовыми замками. Только вот цифры кода дверных замков частенько совпадали с почтовым индексом владельцев.

3.9V8
В ноябре старый-добрый V8 Efi увеличился в объеме до 3,947 л. Мощность его стала 182 л.с. при 4750 об/мин, а максимальный крутящий момент 314Н.м при 3100 об/мин. Однако, по общему мнению, новый двигатель помог нефтяным компаниям значительно увеличить свои доходы, так как помимо бензина с легкостью пожирает литр моторного масла на каждую 1000 км. Тем не менее, «жизнь» 3.9 V8 Efi до капитального ремонта составляет не меньше 300 000 км пробега.

1990.


200 Tdi
Рейндж-Ровер и «Дискавери» получили «родной» ленд-роверовский турбодизельный двигатель объемом 2,495 литра с турбонагнетателем Garrett T25 и интеркуллером. Разрабатывался этот двигатель под именем Gemini и получил обозначение 200 Tdi (107 л.с. при 3800 об/мин, 265 Н.м при 1800 об/мин). Одно нехорошо - уж очень любит 200Tdi «жрать» ремни газораспределения.

И снова "Дискавери»!
Появившийся в октябре четырехдверный вариант отличался более богатой начинкой, чем трехдверный: литыми легкосплавными колесными дисками, электрическими стеклоподъемниками окон, центральным замком и двумя дополнительными пассажирскими сиденьями в багажнике.

Новое имя «Дефендер»
Разница между Ленд-Ровером - изготовителем и маркой Ленд-Ровер уже давно начала волновать руководство компании. Наконец, для 1991-го модельного года 110-й и 90-й Ленд-Роверы получили имя собственное - «Дефендер» (Защитник).

1991.


Стабилизатор устойчивости
Передний мост всех вариантов Рейндж-Ровера получил стабилизатор поперечной устойчивости, что безусловно уменьшило ход передней подвески.

«Дискавери» модернизируется
В этом году оба варианта «Дискавери» получили модернизированную механическую пятиступенчатую коробку с улучшенной синхронизацией первой и второй передач. Новшество облегчило процесс переключения и уменьшило возникавшие при этом в коробке нагрузки.
Вдобавок, четырехдверный «Дискавери» получил резиновые молдинги по низу бортов, вместительный ящик в разделяющей передние сиденья консоли и крепежные сетки в багажнике под цвет салона.
В этом же году появилась версия 200 Tdi с четырехдиапазонной автоматической коробкой передач ZF.

NAS
Эта аббревиатура, означающая North American Specification, была присвоена «Дефендеру 110» ограниченной серии выпуска с двигателем 3.9 V8 Efi. Он продавался в США в 1991-1992 годах и отличался электронным отсекателем оборотов двигателя на скорости 85 миль/ч, кондиционером и самое главное - трубчатым каркасом безопасности Safari Cage.

Defender 200Tdi
Наряду с бензиновым и дизельным моторами 2 1/2 на «Дефендеры» начали устанавливать 200Tdi.

1992.


«Волк»
Проект по созданию усиленной армейской версии нового «Дефендера» получил название Wolf.

Катализатор
В список стандартного оборудования Рейндж-Ровера вошел катализатор выхлопных газов.

Японский двойник
Сотрудничество Rover Group с японским концерном Honda между 1981 и 1995 годами не оказывало зримого влияния на продукцию Солихалла и в основном заключалось в стажировке английских рабочих на японских заводах. Тем не менее, обмен шел и в обратном направлении. В период с 1992 по 1995 год Ленд-Ровер «Дискавери» продавался в Японии под маркой Honda Crossroad и затыкал собой внедорожную брешь в продукции «Хонды». Забавно, что под таким названием он раскупался хуже, чем одновременно присутствовавший на японском рынке Ленд-Ровер «Дискавери».

ETC
Электронная антипробуксовочная система Electronic Traction Control появилась на задних колесах Рейндж-Роверов с ABS, выпущенных не ранее этого года. Когда одно из колес заднего моста повисает или начинает проскальзывать, то подтормаживается колодками через систему ABS, и «лишний» момент уходит через межколесный дифференциал на противоположное колесо.

Range-Rover LSE
Богатым покупателям был предложен Рейндж-Ровер на удлиненной на 8 дюймов базе (Long-wheel base model with SE trim) с заменившей пружины пневматической подвеской на «воздушных мешках». Новая, управляемая компьютером подвеска EAS позволила кузову принимать четыре фиксированных положения по высоте. Относительно «нормальной» позиции он получил возможность опускаться на 20 и 60 мм, и подниматься на 40 мм. При этом самое нижнее положение кузов принимает лишь при полной остановке машины, облегчая посадку-высадку пассажирам. А высокоскоростное (-20 мм), для движения по шоссе, устанавливается автоматически на скоростях свыше 80 км/ч.
Увеличенный до объема 4,278 литров V8 Efi (обозначается как 4.2л, 160 л. с. при 3000 об/мин, 370 Н.м при 5000 об/мин) в паре с коробкой-автомат сделал Рейндж-Ровер LSE еще более привлекательным для толстосумов, в то время как опция с 200 Tdi - доступным обладателям кошелька по-скромней.
108-дюймовая база LSE предоставила задним пассажирам больше пространства и комфорта в салоне, но главное - предвосхитила появление на этой же базе Рейндж-Ровера второго поколения.

EAS становится универсальной
Подвеску Electronic Air Suspention на «воздушных мешках» начали устанавливать и на Рейндж-Роверы со стандартной, 100-дюймовой колесной базой.

1993.


Discovery 3.9V8 Efi
Взамен 3.5V8 Efi оба варианта «Дискавери» получили 3,947-литровый V8 Eft.

Mpi
В этом же году на задней двери «Дискавери» появились буковки, обозначающие Multi-point injection (многоточечный впрыск) и, соответственно, четырехцилиндровый 1,994-литровый бензиновый двигательТ16. Это было разумным предложением для стран, где цены на бензин были слишком высоки и сдерживали рост продаж «Дискавери» с V8. Однако ***(?)Т16(?)*** -высококомпрессионный двигатель для легкового автомобиля (134 л.с. при 6000 об/мин, 190 Н.м при 3600 об/мин) не прижился на тяжелом, полной массой больше 2720 кг «Дискавери», и в 1997 году был переведен в список опций.

1994.


Тевтоны
В январе немецкий концерн BMW приобрел Rover Group у British Aerospace. А еще раньше Ленд-Ровер подписал с BMW контракт о закупке турбодизельного двигателя для нового Рейндж-Ровера. В итоге, баварцы повлияли на Ленд-Ровер хорошо: предоставили инвестиции и постоянно требуют улучшить качество продукции. А на «Дефендерах» производства ЮАР двигатель V8 почти сразу был заменен изготавливающимся в Южной Африке по лицензии бензиновым 2.8V6 BMW.

Двухдверный Рейндж-Ровер, прощай!
В январе, одновременно с введением на Рейндж-Ровере новой приборной панели, приспособленной под установку двойных подушек безопасности, производство двухдверного варианта прекратилось.

Рейндж-Ровер 38 А
Работа над ним напоминала детектив. Поначалу, в конце 80-х годов, конструкторские идеи, воплощенные в этой машине, разрабатывались в рамках проекта Discovery. Но после того, как это имя досталось новой модели, проект переименовали в Pegasus. Когда же такое название пробудило у журналистов чрезмерное любопытство, проект еще раз переименовали в 38А.
Итак, Рейндж-Ровер второго поколения вышел на 99% новым, хотя и сохранил очертания и пропорции прежней модели, неразрезные балки мостов и длинноходную подвеску - элементы, отличавшие Рейндж-Ровер со дня рождения марки. Однако, оба моста получили по стабилизатору поперечной устойчивости, а задний расстался с А-образным рычагом с креплением к нему в виде шара. Вместо этого рычага, как и на переднем мосту, была применена поперечная реактивная тяга Панара. Система подвески EAS тоже подверглась изменениям. Полностью опустить кузов стало возможно заранее, не дожидаясь полной остановки машины. Вдобавок, такое положение кузова получило «ползучий» режим до скорости 32 км/ч, что позволило заводить новый Рейндж-Ровер в низкие гаражи и подземные стоянки. А высокоскоростное положение кузова для движения по шоссе может настраиваться «вручную» на более низких, чем 80 км/ч, скоростях.
Но главное, устанавливаемая на этот Рейндж-Ровер четырехдиапазонная коробка-автомат фирмы ZF (на автоматических версиях) управляется рычагом, перемещающимся в Н-образном гнезде, что позволило раздатке распрощаться с рычагом High/Low. Вдобавок, специальной кнопкой при движении на High можно выбрать «нормальный» и «спортивный» режимы переключения передач, на Low - «автоматический» и «ручной». А электронный демультипликатор раздатки разрешает совершать переходы High/Low и Low/High на скоростях до 8 км/ч.
Двигателями нового Рейндж-Ровера служат V8 Efi, доведенные до объема 3,950 л (обозначается 4.0 л, 177 л.с. при 4750 Н.м, 304 Н.м при 3000 об/мин) и 4,554 л (обозначается 4.6 л, 210 л.с. при 4750 об/мин, 358 Н.м при 3000 об/мин), а также рядный шестицилиндровый 2,497-литровый турбодизель BMW (134 л.с. при 4400 об/мин, 270 Н.м при 2300 об/мин).
Новый Рейндж-Ровер стал предлагаться в бензиновых комплектациях SE, HSE и турбодизельных DT, DSE. Что касается SE, то они оборудуются ABS, двумя передними подушками безопасности, центральным замком, сигнализацией, круиз- и климатконтролем, очень простым в использовании бортовым компьютером. Водительское сиденье имеет шесть регулировок, а акустическая система - CD-чейнджер и 11 динамиков! В топ-версии HSE добавляются антипробуксовочная система ETC, кожаные сиденья, из них водительское - с памятью на два положения, система дистанционного управления замками, противотуманные фары и салонное зеркало-хамелеон.
На разработку Рейндж-Ровера второго поколения ушло 8 лет и 6 миллионов долларов.

90 NAS или просто D-90
Специально для рынка США была поставлена на конвейер «чумовая» версия «Дефендера 90» с двигателем 3.9 V8 Efi. Действительно, на шоссе это - настоящая маленькая ракета и до скорости 60 миль/ч разгоняется всего за 9 секунд. При том что двигатель имеет большой запас крутящего момента для относительно легкого шасси массой на 1200 фунтов легче 110-го «Дефендера», 90 NAS легко трогается с места уже при 600 об/мин.
Однако, это отнюдь не единственное его отличие от стандартного «Дефендера 90» в силу особых американских требований к экологичности выхлопных газов, пассивной безопасности и много еще к чему.
Так, система электронного впрыска двигателя оборудована «отсекателем оборотов», который ограничивает максимальную скорость 85 милями/ч.
Изменено внешнее световое оборудование - по бокам передних крыльев 90 NAS добавились прямоугольные габаритные фонарики, как у «Федерала», а задние круглые фонари собраны в горизонтальные блоки.
Но самое забавное, что 90 NAS поставляется в США без какого-либо верха, лишь накрытый легким матерчатым tonneau cover, чтобы защитить интерьер, и оборудованный только передними сиденьями.
Соответственно, его наглядными отличиями являются стандартный трубчатый каркас безопасности Safari Cage и радиальные покрышки BF Goodrich Mud Terrain размерности 265/75 R16.
Все остальное составляет длинный список опций. В частности, туда включены разные конфигурации мягкого верха: это трехскатный Tickford Top с вшитыми по бокам треугольными «альпийскими» окошками, спартанский BiminiTop, лишь защищающий водителя и переднего пассажира от солнечного удара, а также съемный пластиковый Full Top. В последнем случае каркас «наращивается» над задней частью кузова дополнительными заказными трубами и начинает выполнять двойную работу, служа заодно каркасом для натяжки Soft Top. Как говорят сами американцы, the tops are ops!
Также в список опций входят заднее сиденье диванного типа, кондиционер и задняя печка, полное ковровое покрытие пола и пятиспицевые литые диски, кенгурятники защитные решетки на задние фонари, подножки а'ля «Дефендер 110» и специальный прицеп. Наконец, есть две очень функциональные опции - лебедка Warn с тяговым усилием 8000 фунтов и нижняя защита картера двигателя и дифференциалов мостов.
По желанию можно выбрать четыре цвета окраски кузова: красный, белый, зеленый и канареечно-желтый. Разные полезные вещи в виде опций поднимают цену на это чудо с 27 900 до 34 000 долларов.
Однако, есть у 90 NAS и явные недостатки. Один из них - чересчур жесткие пружины, из-за которых ход подвески немного уменьшился по сравнению с «Дефендером 90». Для установки таких пружин был свой резон: чтобы провести этот автомобиль на рынок США, он должен был быть классифицирован как Light Truck полной массой свыше 6000 фунтов.
Еще один недостаток - слишком маленький топливный бак. Но это также одна из ситуаций, когда пришлось пойти на компромисс: согласно американским требованиям к пассивной безопасности бак было необходимо отодвинуть от заднего края машины. А так как двигать его вперед было некуда, бак просто уменьшили, и в нем стало помещаться всего 15,6 US галлонов (59 литров) бензина. По шоссе до полного его опустошения удается проехать 250 миль, а по бездорожью - не более 150.
Но все равно 90 NAS пришелся американцам по душе. У тамошних джиперов эта «злобная машинка» даже получила ласковое прозвище D-90 («Ди-найнти») и является материальным воплощением американского взгляда на то, каким должен быть по-настоящему-крутой» внедорожник.

Фейслифтинг «Дискавери»
Для этого модельного года оба варианта, трехдверный и четырехдверный, претерпели небольшой «фейслифт» и стали «по-глазастее», зато в корне изменился дизайн приборной панели. В список стандартного оборудования вошли стабилизаторы поперечной устойчивости на обоих мостах, ABS - в список опций. Дебютировала «люксовая модификация «Дискавери» ES.

Airbags
В марте на новые модели Рейндж-Ровера и «Дискавери» начали устанавливать передние двойные подушки безопасности.

Classic
Как отличить Рейндж-Роверы «первого» и «второго» поколений, когда они одновременно продаются на рынке? Очень просто - надо всего лишь назвать старую модель Classic и навесить ей на заднюю дверь соответствующий шильдик. Правда, многие недобросовестные владельцы любят клеить такие шильдики на свои более ранние Рейндж-Роверы. Последний Рейндж-Ровер Classic сошел с конвейера 15 февраля 1996 года, и если учесть, что модель сравнительно мало изменилась за 26 лет, то получается, что Рейндж-Ровер первого поколения - самый большой «долгожитель» Солихалла. Всего было изготовлено 317615 экземпляров.

300Tdi
Сначала «Дефендеры», а потом и «Дискавери» начали комплектоваться новой версией ленд-роверовсксгo Tdi. Сохранив прежний объем, турбодизель стал работать тише, немного прибавил в мощности и моменте (111 ,3 л.с. при 4000 об/мин, 275 Н.м. при 1800 об/мин), однако некоторые его экземпляры сохранили аппетит в отношении ремней ГРМ.

Новая коробка
Следующим шагом вперед в этом году, хотя многие считают его двумя шагами назад, стала пятиступенчатая, полностью синхронизированная, включая заднюю передачу, механическая коробка R380, сменившая прежнюю LT77. Переключения стали производиться легче и четче, но уже с самого начала эта коробка заработала репутацию хрупкой. Нередки были случаи, когда на 100-дюймовых «Дискавери» она выходила из строя уже после 28 000 миль пробега, в то время как на 92,9-дюймовых «Дефендерах» держалась до 60 000. В настоящее время эта проблема устранена.

Задние дисковые тормоза
Примерно в то же время, когда была внедрена в производство коробка R380, «Дефендеры» получили задние дисковые тормоза. Для 90-го это означало, что сзади на него стали устанавливать рейндж-роверовский мост, а для 90-го со 110-м - появившуюся возможность использовать колеса на литых дисках.

«Дискавери» пересекает океан
В середине года «Дискавери» дебютировал на рынке США. Само собой разумеется, с двигателем 3,9V8 ЕН. Агрегат настолько понравился, что в следующем году журнал Four Wheeler присвоит ему титул Four Wheeler of the Year.

1995.


300Tdi прибавляет тяги
Турбодизель получил новую систему впрыска EDC (Electronic Diesel Control). Она улучшила экологичность выхлопа, увеличила мощность до 120 л.с. (при 4000 об/мин) и момент до 300 Н.м (при 2000 об/мин). Однако, таким двигателем стала оборудоваться только версия «Дискавери» с автоматической коробкой передач. А с 1996 года система EDC позволила применить на версии 300 Tdi automatic никогда прежде не устанавливавшийся на турбодизельные «Дискавери» круиз-контроль.

Жутик
На экраны вышел голливудский боевик Judge Dredd. Судья Дредд, роль которого блестяще исполнил Сильвестр Сталлоне - самый справедливый из крепких девчонок и парней, патрулирующих погрязший в хаосе город Мега-Сити-один. Появляться на его улицах небезопасно, поэтому транспортом служат бронированные такси - «желтые кэбы». Наглядные эпизоды фильма: наводняющие узкие улицы «кэбы», с шипением и паром откидывающиеся-захлопывающиеся двери, а также эффектный заезд одного из «кэбов» в стеклянную витрину. Полная иллюзия Нью-Йорка будущего, хотя один раз сзади из под «кэба» проглядывает могучий неразрезной мост «Солсбери» на рессорах.
Участвовавшие в съемках два «желтых кэба» были построены на шасси грузовика Ленд-Ровер 101, а над их пластиковыми кузовами поработали дизайнеры Гордон Скед и Дэвид Вудхауз. Обе машины, что называется, «на номерах», и разъезжая по городам Англии и Америки, активно участвовали в рекламе фильма.

1996.


Discovery 4.0
Все версии «Дискавери» для рынка США получили от Рейндж-Ровера 3,950-литровый двигатель 4.0V8 ER.

XD
Первоначально эта аббревиатура, означающая eXtra Duty, была присвоена армейскому Defender Wolf. Однако сейчас также употребляется для обозначения усиленной версии «Дискавери», предназначенной только для рынка США.

Счет «Фриландерам» открыт
Когда Freelander был настолько юн, что даже имени не имел, а лишь значился под заводским шифром СВ40, он... перевернулся! Так неудачно его водитель-испытатель пытался спасти жизнь выбежавшей на шоссе ящерицы. Дорогостоящий прототип угодил на помойку, а водитель с пассажиром получили серьезные травмы. Ну и дела!

Ленд-ровер 2x1
В Солихалле открылось производство велосипедов. Внешне они напоминают горные, со множеством скоростей, но на маленьких колесиках. Называются АРВ (All Purpose Bike - многоцелевой велосипед). Поистине «The best 2x1 and far!».

1997.


А все-таки они вертятся!
Тест-пилоты немецкого журнала Auto Motor und Sport, выполняя на скорости маневр «переставка», перевернули «Дискавери». С тех пор пошел гулять слух о легко опрокидывающихся внедорожниках.
Действительно, на протяжении многих лет высказывались предположения о том, что Jeep CJ5, Suzuki Samurai, Daihatsu Feroza и Isuzu Trooper на скорости не слишком хорошо «стоят» на дороге. Но ведь любой внедорожник перевернется, если гонять на нем, да еще выполнять «переставки», как на «Феррари»!

«Фриландер»
Родился первый Ленд-Ровер с несущим кузовом, полностью независимой подвеской и без раздаточной коробки в трансмиссии. Постоянный полный привод «Фриландера» осуществляется межосевой самоблокирующей вискомуфтой, есть у него ABS и ETC, но главная изюмина - новая, выполняющая роль «горного тормоза» электронная система HDC (Hill Descent Control). Включается она желтым колечком на рычаге переключения передач и работает от ABS - колодки тогда начинают подтормаживать колеса, не позволяя «Фриландеру» раскатиться с крутого или скользкого склона. Разумеется, работает HDC при движении машины как вперед, так и назад.
О появлении «Фриландера» было объявлено осенью 1997 года, а уже с января 1998-го он пошел в массовую продажу. Цель его разработки - не только потеснить на рынке маломерных внедорожников Сузуки «Витару» и Тойоту RAV-4, но и завоевать часть рынка семейных легковых хэтчбеков.
Предлагается «Фриландер» в модной трехдверной версии Softback и Hardback, a также более консервативной четырехдверной Station Wagon. Оба варианта - на 100,6-дюймовой базе. Двигатели четырехцилиндровые: 1,998-литровый турбодизель серии «L» (97 л.с. при 5550 об/мин, 210 Н.м при 2000об/мин) и 1,796-литровый бензиновый серии «К» (120 л.с. при 5550 об/мин, 165 Н.м при 2750 об/мин). Оба двигателя позаимствованы от легковых Роверов и впервые для Ленд-Ровера установлены в моторном отсеке поперек. Оба двигателя получили пока только механическую пятиступенчатую коробку передач.

1998.


«Дискавери» покоряет пустыню
Среди автомобилей, финишировавших в этом году на ралли-рейде Париж-Дакар, были три Ленд-Ровера «Дискавери». Они принимали в нем участие в качестве «группы поддержки» команды BMW Schalber, выступавшей на четырех мотоциклах BMW F650.
Несмотря на то, что эти «Дискавери» не разрабатывались специально для гонок, подобно прототипам, а были лишь модифицированными вариантами серийных машин с двигателями V8 и автоматическими коробками передач, да еще и работали техничками, два из них заняли 10-е и 11-е места среди 47 автомобилей категории ТЗ. Третий «Дискавери» не попал в зачет только потому, что один раз всю ночь разыскивал заблудившуюся в Сахаре мотогонщицу Андреу Майер.

( в основу легла статья А. Щербакова опубликованная к 50-и летнему юбилею Land Rover)

Отдельная благодарность: С. Каменскому и М. Кузнецову за нахождение и подготовку материала по истории Land Rover.

P.S. Если при прочтении материала Вами будут обнаружены ошибки или опечатки, просьба сообщить нам на e-mail: lr-weekend@yandex.ru для их устранения. Если Вы располагаете интересными материалами по истории внедорожников Land Rover, также напишите нам.